«Движение WorldSkills полностью изменило нашу жизнь»

06 октября 2020г.

Однажды, проявив интерес к новому знанию и навыку, они сделали значимый шаг на пути к своему профессиональному успеху. Анастасия Распопова, победительница чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019 и европейского чемпионата EuroSkills Budapest 2018, и Умар Нуршинов, серебряный медалист мирового первенства WorldSkills Abu-Dhabi 2017, — одни из лучших в мире и Европе визуальных мерчандайзеров.

— Почему вы в качестве профессионального ориентира выбрали компетенцию «Визуальный мерчандайзинг»?

Анастасия:

— Когда нас пригласили в движение WorldSkills, мы занимались интерьером и идея научиться чему-то новому нас очень привлекла. Вообще, в витринистике больше творчества, чем в дизайне интерьера, потому что ты, грубо говоря, не мебель двигаешь, а создаешь все сам от и до: изготавливаешь реквизит, решаешь, как будет покрашено, как преподнести товар, прорабатываешь концептуальные варианты проекта. Эта компетенция более интересная и, осваивая ее, можно получить разнообразный опыт. Вот это зацепило.

Умар:

— Да, на тот момент мы обучались по специальности «Дизайн среды» и нам в дополнение к этой профессии стало интересно заняться витринистикой. Там также необходимо оформлять пространство, но уже с целью привлечения внимания к продукту.

— И как преуспели! Вы победители и призеры международных чемпионатов профессионального мастерства по стандартам WorldSkills. В чем ваш секрет?

Анастасия:

— Это обширный вопрос. На него нет ответа в виде универсальной таблетки. Много факторов должно сойтись вместе, чтобы стать тем одним из миллиона — победителем. Здесь важно и то, научила ли семья ребенка верить в мечты и в себя. Бывает так: детям говорят, что у них ничего не получится. Кто-то сразу сдается, а кто-то, наоборот, борется с этим, уверяя: «Нет, я все смогу!» Важно и желание стать номером один. При этом нужно ясно понимать: для того чтобы завтра стать первым, необходимо сделать намного лучше, чем действующие победители сегодня. А дальше вместе с командой надо найти эффективный способ, как этого добиться. Да и без команды ты не выиграешь, потому что ты не один — это огромная система. Не надо сдаваться при малейших неудачах — нужно всегда идти до конца. Вот у тебя что-то не получается, а ты делаешь-делаешь — ровно до того, пока не получится. В витринистике настолько много аспектов, что я некоторые из них тренировала два года. Всего какой-то один пункт из общего процесса, а потребовалось столько времени. Огромная выдержка, наличие внутреннего стержня и характер помогут добиться результата. В завершение поделюсь своим секретом: нужно сильно верить в себя и постоянно представлять себе свое выступление. Как говорят спортсмены, визуализируй. Я каждый день утром и вечером представляла, как я выиграю. Для меня это было огромной мотивацией. Сегодня могу с уверенностью сказать, что это работает.

Умар:

— Я отчасти согласен. Да, неких таких пазлов, которые должны сойтись, много. Однако ключевой элемент, я считаю, это регулярные тренировки и самоанализ во время подготовки — без этого никак. Как тренер национальной сборной WorldSkills Russia, могу сказать, что бывают ребята, у которых изначально к дизайну есть талант, но если они систематически не повышают свою квалификацию и навыки, то в итоге они проигрывают тем, кто это делает. По моему мнению, за счет упорных тренировок можно компенсировать даже отсутствие предрасположенности к дизайну.

Анастасия:

— Вот в этом и разница. Понятно, что любого человека можно научить какому-то навыку. Если мы возьмем группу детей и всех одинаково подготовим, то ведь не каждый из них станет победителем. Вопрос в том, что прилагается к навыку и влияет на то, что у одного ребенка получится, а другого — нет.

— Ребята, вы открыли свое производство 3D-моделей из бумаги. Расскажите, как пришла идея? С какими сложностями столкнулись? Как создаются модели?

Умар:

— Благодаря опыту работы в отрасли мы смогли выявить проблему, а благодаря опыту участия в чемпионатах WorldSkills — нашли ее решение. Смотрите, зачастую изготовление реквизита влечет за собой много затрат и ресурсов как собственных сил, так и финансовых. Однако с его использованием можно делать эффектные витрины. Мы задумались, как удешевить процесс изготовления, и придумали собирать интересный концептуальный реквизит из дизайнерской бумаги и плотного картона. Получаем, по сути, небольшие денежные затраты, а реквизит можно изготовить вообще любой формы и тематики. Что немаловажно: поскольку внутри он пустой, то сам по себе легкий. Приведу пример. У нас есть модель «Космонавт». Она в высоту — 160 сантиметров, а весит не более двух килограммов. А это значит, что ее может переставить внутри магазина или витрины даже хрупкая девушка. Скажу честно: поначалу эта идея у нас тянулась, думали, кто будет нашей целевой аудиторией, но в итоге решились и запустились в начале этого года.

— Как строится процесс работы?

Умар:

— Поскольку мы еще в самом начале нашего бизнес-пути, то мы ведем активный поиск клиентов: сами пишем брендам, высылаем наше портфолио и примеры работ, которые концептуально могут подходить под тематику бренда. Многие отзываются. А дальше все стандартно: договоренности, разработка дизайн-проекта, обсуждение, изготовление и установка.

У нас есть большая библиотека моделей. И если нужен оригинальный реквизит, то мы также сможем его разработать и изготовить, причем любого размера и цвета.

— Как происходит процесс изготовления модели?

Умар:

— Все начинается с идеи. Например, вы хотите изготовить большое яблоко. Для этого мы создаем 3D-модель яблока в специализированных программах, далее перегоняем в софт, с помощью которого мы ее делим на полигоны, делая из нее развертку. Затем печатаем, переносим в масштабе на материал. И в конце сборка — вырезаем и склеиваем модель.

— С какими сложностями вы столкнулись при реализации проекта?

Умар:

— Наверное, отсутствие релевантного опыта стало для нас основной сложностью. На момент зарождения идеи мы никогда не работали с такими изделиями. Да, у нас есть большой опыт создания разнообразного реквизита с использованием различных материалов, но вот именно такими моделями мы не занимались. Соответственно, нам необходимо было изучить все нюансы, например найти специальный компьютерный софт.

Анастасия:

— Предположу, что наши трудности схожи с трудностями всех молодых предпринимателей. Когда начинаешь свое производство, возникает очень много вопросов, как лучше его наладить, чтобы готовый продукт был идеального качества и нравился клиентам. Были у нас попытки привлечь дополнительный персонал, а на это ведь необходимы финансы. Мы сокращали затраты как могли — собирали модели у себя на даче. Вы знаете, столько мелких нюансов! Вот, к примеру, нам одна девушка помогала собирать реквизит, а потом оказалось, что у нее аллергия на клей. К сожалению, пришлось с ней попрощаться.

— Сколько у вас уже клиентов?

Анастасия:

— Мы приступили к работе в начале этого года, и до ухудшения эпидемиологической ситуации у нас было порядка десяти клиентов — косметические сети и физические лица. Они заказывали фигуры на праздник. Сейчас, к сожалению, все остановилось. Но мы надеемся, что ситуация скоро нормализуется и мы продолжим свою работу. Мы активно продвигаемся в Instagram, используем наш аккаунт @paperart_ru как онлайн-портфолио и как площадку для привлечения клиентов.

— Ребята, а какие планы на ближайшую перспективу? 

Умар:

— На данный момент я тренирую национальную сборную по компетенции «Визуальный мерчандайзинг» и параллельно нарабатываю свое портфолио. Наш проект — это хорошая возможность как для развития собственного бизнеса, так и для моей основной деятельности. Я привношу в тренировочный процесс навык работы с такими материалами. Ведь это выгодно и по стоимости, и по ресурсам: одно дело — гнуть бумагу, а другое — работать с фанерой.

Когда ситуация вернется в норму, мы будем продолжать развиваться, будем стараться работать с крупными сетями и брендами. Возможно, когда-нибудь выйдем и на международный рынок.

— Анастасия, вы говорили, что после мирового чемпионата хотите написать книгу о визуальном мерчандайзинге. Поделитесь, как идут дела? Приступили?

Анастасия:

— Да, конечно. Книга была не просто мечтой, а целью. Уже где-то полгода работа идет полным ходом. Процесс нелегкий, но меня очень мотивирует желание помочь студентам. Я помню, как мы начинали заниматься витринистикой. Как же было сложно найти хоть какую-то информацию! Большинство книг рассказывают только о том, как расставлять товар по полкам. А это не может тебе помочь при создании витрины. Я хочу акцентировать внимание именно на том, как ее сделать. Дать минимальную дизайнерскую практику, объяснить, как происходит процесс, поделиться советами, как придумать витрину. Помогает личный опыт, так как мой первый вопрос, когда я начала заниматься витринистикой, был, как ее придумать. Чтобы это понять, ушло много лет — нигде нет ответа на этот вопрос. Моя книга — это по крупицам собранная информация, которая очень поможет большинству новичков.

— Когда ждать ее выхода в свет?

Анастасия:

— Возможно, через год.

— Поделитесь, какие приемы наиболее эффективно работают в витринистике?

Анастасия:

— Сегодня особенно популярны движущиеся и интерактивные витрины. Это пиcк витринной моды от-кутюр. Для более низкого ценового сегмента, для масс-маркета используется что-то попроще. Работа ведется на контрастах, цепляют людей чем-то идущим вразрез с привычным: может быть, цветом, формой или популярным трендом. Все зависит от целевой аудитории — используют те приемы, которые попадут именно в нее.

— Согласны ли вы с тем, что сегодня основным трендом в оформлении витрин является ее «инстаграмность»? Она увлекает покупателя не только переступить порог магазина, но и сделать на ее фоне селфи и поделиться им с подписчиками. Отсюда еще один вопрос: насколько развитие социальных сетей влияет на витринистику?

Умар:

— Я считаю, это популяризация социальных сетей напрямую влияет на тренды в оформлении витрин. Более того, это очень правильная тенденция и траектория развития, которая выгодна для обеих сторон — целевой аудитории и ритейла. Витрина сейчас трансформируется из средства увеличения продаж в произведение современного искусства.

Анастасия:

— При этом существует ошибочное мнение, что витрина должна не просто демонстрировать товар, а тут же его продавать. Главная цель витрины — завлечь покупателя в магазин. И завлекаем мы различными актуальными приемами, в том числе и трендами из социальных сетей.

— Что для вас служит вдохновением?

Анастасия:

— Вдохновение — очень интересная тема. Однако мы по своему опыту поняли, что это миф. Согласитесь, оно есть не всегда, а работать нужно каждый день. Поэтому не стоит его ждать. Есть принципы, как разработать витрину — инструменты всем известны. Дизайнеры составляют мудборд, ментальные карты, где они собирают всю информацию о проекте. Кстати, свежие тренды вдохновляют, поэтому каждый дизайнер старается ухватить их быстрее других.

Конечно, так бывает, что ты что-то увидел — и тут же в голове появилась идея витрины. Но в жизни ты сначала собираешь всю информацию о целевой аудитории, бренде, его миссии, рисуешь множество скетчей. В начале пути никогда не знаешь, чем закончится. То есть это огромный анализ и, по сути, здесь нет элемента случайности. Поэтому никакого вдохновения здесь не нужно — это вполне себе систематическая работа.

Умар:

— Я понял вопрос немного по-другому. Настя рассказала больше про разработку витрины, а я задумался о том, что служит вдохновением деятельности в целом. Мне нравится то, чем я занимаюсь. Я уже пятый или шестой год работаю в этой сфере и у меня ни разу не возникало мысли, что я не хочу идти на работу. Вот это и служит мои вдохновением. Мне нравится мое дело, нравится обучать, учиться самому, передавать свой опыт и знания. Полагаю, и Насте тоже. Только я передаю через тренировки, а она — через книгу.

Анастасия:

— Добавлю: если посмотреть на эту тему с точки зрения рождения идей, то нужно тренировать насмотренность — визуальный опыт, который важен для дизайнеров любых специализаций. Они ходят в галереи на выставки, постоянно отслеживают тренды. Когда ты видел много различных вариантов изобразительного искусства, многообразных пластических решений, всевозможных способов воспроизведения объекта, то у тебя автоматически появляются свои какие-то варианты. Больше изучать, смотреть, читать. Это большая работа над собой. Казалось бы, творческая сфера! Но здесь не меньше труда, чем в какой-то другой деятельности, например в банковском деле.  

— Какой вклад движение WorldSkills внесло в вашу жизнь?

Умар:

— Можно сказать, что движение WorldSkills — это некая школа жизни. Что конкретно оно поменяло? Да всю нашу жизнь! Сейчас мы активно работаем и развиваемся в той сфере, в которой мы выступали как участники национальной команды.

Анастасия:

— Жизнь в корне изменилась благодаря WorldSkills. Для меня ценным является то, что поменялось мышление. Ведь оно определяет твои мысли, а мысли — твои действия. На основе этой ментальной трансформации меняется вся твоя жизнь.

Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”