Доктор наук из Пермского Политеха изучает способы переработки пластика и использует их во благо экологии

19 июня 2021г., 11:42

В Год науки и технологий в рубрике «Женщина в науке» научный сотрудник Лаборатории рационального природопользования и природоподобных технологий, доктор технических наук, профессор кафедры «Охрана окружающей среды» Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) Ирина Глушанкова рассказала о том, как полимерные пластики можно использовать для очистки сточных вод, о том, как рассказы отца о химии привлекли ее в науку, а также об интересе молодежи — к проблемам экологии. ⁷


Пластик для очистки воды

В этом году под руководством Ирины Глушанковой сотрудники кафедры завершили опытные исследования одного из способов переработки полимерных пластиков, в частности спресованных. Сегодня вопрос переработки этих материалов стоит особенно остро, считает ученая. По ее словам, в России в 2018 году их количество составило более 3,5 млн тонн, а переработано было около 12 %.

«Полимерные материалы широко используют во многих сферах, поэтому необходимо безопасно утилизировать и перерабатывать их отходы. Чаще всего это полиэтилен, полипропилен, отходы ПЭТ и композиционные полимеры. К ним относятся и слоистые пластики, которые содержат фенолформальдегидные смолы, — поясняет Ирина Глушанкова. — Сейчас их преимущественно захоранивают на полигонах твердых коммунальных отходов. Но они занимают большие пространства, медленно разлагаются и выделяют токсичные вещества: фенол, бензол и формальдегид, — что оказывает негативное воздействие на окружающую среду».

Чтобы переработать  полимерные материалы, группа пермских ученых использовала метод низкотемпературного пиролиза. Реакция разложения отходов в этом случае проходит без доступа кислорода. В результате пиролиза образуется углеродистый остаток и газы. 

«Углеродистый компонент, полученный в результате переработки полимерных материалов, можно применять как топливо или сорбент для глубокой очистки или доочистки сточных вод или речной воды от растворенных нефтепродуктов и токсичных ароматических соединений. Кроме того, сорбент получился антибактериальным, так как в качестве катализатора при пиролизе использовались ионы меди», — отмечает ученая. 

По словам Ирины Глушанковой, поглотительные свойства полученного углеродного сорбента не уступают известным аналогам – например, активным углям марок АГ-3 и БАУ. 

Результаты исследования ученых уже опубликованы в журналах «Экология и промышленность России» и «Сорбционные и хроматографические материалы».

Студентам интересно решение проблем экологии



Помимо научной деятельности в Пермском Политехе, Ирина Глушанкова занимается преподавательской. 

«Наш университет исследовательский, поэтому преподавание здесь тесно связано с научно-исследовательской работой, — рассказывает ученая. — Наши студенты уже с первого-второго курса вовлекаются в исследования, договорные работы, которые ведет университет. Много творческих студентов идут в магистратуру, аспирантуру именно потому, что им интересно. Экологические проблемы сейчас актуальны в мире, и молодым исследователям интересно их решение: что делать  с отходами, проблема декарбонизации и прочее». 

По словам Ирины Глушанковой, в аспирантуру в ПНИПУ активно идут как молодые люди, так и девушки. На вопрос, сложнее ли женщинам быть учеными хотя бы потому, что с появлением семьи и детей на какое-то время приходится уделять карьере меньше внимания, ученая отвечает отрицательно. 

«У меня самой сын появился, когда я уже защитила кандидатскую диссертацию, — говорит она. — Но я сейчас смотрю на молодежь, с которой работаю, и вижу, что они все успевают: и наукой заниматься, и семью поддерживать, научная деятельность не мешает личной жизни. Тут же много от характера зависит».

В науку привлекли рассказы отца

Сама Ирина Глушанкова попала в науку, как она говорит, совершенно осознанно. 

«Получается, что я пошла по стопам отца, он тоже химик. Они с коллегами на кухне могли оживленно обсуждать, что такое активные угли, сорбция, десорбция, а я сидела тихо в уголочке и слушала. А мне же интересно было, что это такое, так что, можно сказать, мой выбор был вполне осознанным», — делится воспоминаниями доктор технических наук.

Уже в самом начале учебы в университете у нее не было сомнений, что свою жизнь она свяжет с наукой. 

«С первого курса университета я занималась в студенческом научном обществе. Там мы тоже изучали сорбенты, — рассказывает ученая. — После окончания университета поступила в аспирантуру в Москве, отучилась там и вернулась в родной Политех, где уже более 20 лет работаю на кафедре “Охрана окружающей среды”».  

Источник: Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации