Демонстрационный экзамен как объективная оценка знаний и новые возможности для выпускников вузов

04 декабря 2020г.

В рамках IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» прошел семинар «Независимая оценка компетенций по стандартам Ворлдскиллс в формате демонстрационного экзамена в рамках промежуточной и итоговой аттестации в системе высшего образования». Участники дискуссии обсудили перспективы развития демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в системе высшего образования, преимущества демонстрационного экзамена перед традиционными формами аттестации, применяемыми в системе профессионального образования России, а также практики участия вузов в этом проекте.

Как отметил заместитель генерального директора по внедрению регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Олег Базер, демонстрационный экзамен важен как для вузов, так и для работодателей: он работает как вытягивающий инструмент, помогая студентам увидеть свои успехи и свои пробелы в знаниях и осваивать навыки в нужном объеме.

Екатерина Татаренко, заместитель официального делегата Департамента исследований, разработок и развития образовательных организаций – Офиса официального делегата Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», также отметила преимущества демонстрационного экзамена: «Ворлдскиллс – это прежде всего не про рабочие профессии, а про практико-ориентированную подготовку. Недостаток практических навыков отмечается работодателями как слабое место у выпускников вузов. Проведение демонстрационного экзамена повышает востребованность выпускников, его прохождение дает преимущество перед другими студентами, его участники быстрее адаптируются на производстве и выходят на высокий уровень производительности, являются более востребованными. А образовательные организации могут выстраивать правильное взаимодействие с предприятиями».

Евгений Модонов, заместитель директора Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», рассказывая о базовых преимуществах демонстрационного экзамена, напомнил, что, согласно поручению президента РФ по итогам поездки в Свердловскую область в апреле 2018 года, базовые принципы стандартов Ворлдскиллс должны быть внедрены в оценку и подготовку кадров СПО, а также есть утвержденные принципы внедрения демонстрационного экзамена.  «Демонстрационный экзамен прежде всего оценивает практические навыки студентов и выпускников. Уникальность и особенность демонстрационного экзамена обеспечивают его принципы. Оценочные принципы разрабатываются согласно требованиям Ворлдскиллс независимыми экспертами, а не образовательными организациями и поступают они за день до проведения, обеспечивая секретность. Площадки полностью оборудованы – это регламентируется комплектом оценочной документации.  Ворлдскиллс Россия выдает такой площадке сертификат. Площадки могут организовываться и на базе образовательных организаций, и на базе предприятий, – отметил Евгений Модонов. – Во время проведения экзамена практические навыки участников оценивают сертифицированные эксперты Ворлдскиллс Россия, которые имеют опыт проведения чемпионатов. Также сегодня Союз имеет цифровую платформу – это еще один базовый принцип проведения демонстрационного экзамена». Результаты экзамена фиксируются не только на цифровой платформе, но и в скиллс-паспорт. «Это весомое дополнение, важное для работодателей, он [скиллс-паспорт] отражает уровень освоения той или иной компетенции участником демонстрационного экзамена», – подчеркнул спикер. Оценочные материалы ежегодно обновляются и основываются на опыте чемпионатов Ворлдскиллс, а задания отвечают мировым стандартам и содержанию государственных образовательных стандартов и профстандартов.

Более 600 крупных и средних предприятий РФ подтвердили своим соглашением с Ворлдскиллс Россия, что они признают скиллс-паспорт и результаты демонстрационного экзамена.  «Как показывает аналитика и опыт, демонстрационный экзамен влияет на развитие материально-технической базы, ведь площадки для демонстрационного экзамена используются еще и для подготовки кадров. Как инструмент независимой оценки, демонстрационный экзамен обладает объективностью оценки подготовки кадров, позволяет оценить ресурсы вузов – это своеобразная форма аудита, дает возможность вузу выявлять как проблемные точки, так и точки роста», – отметил Евгений Модонов.

Евгений Борисов, руководитель направления Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», отметил положительную динамику применения демонстрационного экзамена. Сейчас в нем принимают участие 82 субъекта РФ (благодаря онлайн-формату удалось увеличить число регионов-участников), число центров проведения демонстрационного экзамена увеличилось на 13% и достигло 1890 организаций, количество участников экзамена, соответствующих стандартам Ворлдскиллс, составило в 2020 году почти 20 тыс. Отмечен рост качества подготовки. Совместно с вузами было охвачено 23 ФГОС, прошли экзамены по компетенциям Future Skills («Интернет-маркетинг», «Изготовление прототипов»), часть экзаменов  сдавалась в рамках промежуточной аттестации, 14% участников экзамена – выпускники.  «Самые популярные компетенции относятся к сфере услуг, производству и инженерным технологиям, сфере образования и коммуникационных технологий.  По качеству подготовки и количеству участников в демонстрационном экзамене лидируют пять компетенций: «Мехатроника», «Электромонтаж», «Туризм», «Предпринимательство», «Организация экскурсионных услуг»».

Михаил Данилов, исполняющий обязанности проректора по профориентационной работе Ставропольского государственного аграрного университета, поделился опытом своего вуза по использованию демонстрационного экзамена: «В 2019 году университет определил, что может провести экзамен по 10 компетенциям, полностью задействовав свою материально-техническую базу.  Есть также новые компетенции – “Финансы”, “Банковское дело”, “Бухгалтерский учет”. Оценивали экзамены как эксперты извне, так и преподаватели вуза. Экзамен прошли 117 студентов.  Благодаря демонстрационному экзамену студенты активно осваивают практику и уже получают предложения по трудоустройству». Как отметил спикер, механизм демонстрационного экзамена оказался удобен при проверке знаний по ряду компетенций, в частности «Туризм» и «Гостиничное дело». «Участие в демонстрационном экзамене очень хорошо мотивирует студентов, они понимают, что оценку уровня качества и глубины их знаний в компетенции будут проводить сторонние эксперты, – сказал Михаил Данилов. – Независимость оценки освоения компетенции, возможность работодателей ознакомиться со скиллс-паспортом тоже большой плюс. Экзамен помогает оценивать актуализацию образовательных программ и скорректировать их». Среди недостатков спикер выделил необходимость доработки некоторых сервисов на цифровой платформе демонстрационного экзамена. Свои сложности внес и онлайн-формат, также большая проблема с устойчивостью интернет-связи и в целом с доступностью интернета в удаленных регионах.  

Виктория Германова, заместитель декана по воспитательной работе учетно-финансового факультета ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», в свою очередь, сообщила, что  в структуру ее вуза входит факультет СПО, где учат студентов по 16 специальностям. По трем из них – «Финансы», «Банковское дело» и «Бухгалтерский учет» – был проведен демонстрационный экзамен, также состоялся вузовский чемпионат по стандартам Ворлдскиллс, в котором было 8 компетенций и 46 участников. Как отметила Виктория Германова, демонстрационный экзамен позволяет обнаруживать необходимость в обновлении обучающих программ. В частности, опыт проведения экзамена по профстандарту «Бухгалтер» показал, что нужно актуализировать программы подготовки кадров среднего звена.

Анна Анцибор, заместитель директора техникума по учебной работе Волгодонского института, филиала НИЯУ МИФИ, рассказала, что НИЯУ МИФИ одним из первых включился в проект демонстрационного экзамена, с 2017 года: «Главное, что мы осознали за эти годы, что это действенный и качественный инструмент, который позволяет через моделирование реальных практических условий провести независимую оценку сформированности компетенции студентов или выпускников и определить их реальные знания,  умения,  навыки и проводить работу по возможной модернизации образовательных программ и включению представителей работодателей в образовательный процесс. Важен также момент технического перевооружения». Ежегодно в демонстрационном экзамене участвуют студенты СПО (в университете есть техникумы при вузе) и высшей школы. Выбирая компетенции, по которым проводится демонстрационный экзамен, вуз ориентируется на запросы основного партнера-работодателя – корпорации «Росатом». Начинали работу с 3 площадок, а теперь вуз имеет 35 площадок для проведения демонстрационного экзамена, в нем участвуют более 350 человек, средний балл превышает итоги по стране. В 2020 году в вузе впервые провели демонстрационный экзамен уже в соответствии с ФГОС, и он был заявлен как процедура государственной итоговой аттестации. «Студенты отмечают, что скиллс-паспорт помогает им при трудоустройстве – это подтверждение уровня их подготовки. Так растет взаимосвязь между выпускниками и работодателями», – резюмировала Анна Анцибор.

Максим Хруслов, руководитель направления Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», рассказал о планах проведения экзамена в 2021 году и о механизме подачи заявки на проведение экзамена. Сейчас Союз проводит отбор уполномоченных организаций в каждом регионе. Вуз или филиал может направить заявку на проведение демонстрационного экзамена в 2021 году в такую уполномоченную организацию. Учебное заведение получает куратора и доступ к цифровой платформе. Как уточнил, в свою очередь, модератор сессии, директор Департамента оценки компетенций и квалификаций Союза «Молодые профессионалы  (Ворлдскиллс Россия)» Данил Уфимцев, в 2020 году экспериментально давали возможность организациям заявляться напрямую или через регион, но это привело к ошибкам в статистике: «В 2021 году решено во всех 85 субъектах РФ создать 85 уполномоченных организаций, которые будут работать со всеми образовательными организациями региона. Это облегчит работу вузам, поможет разобраться с порядком проведения демонстрационного экзамена».

Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”