Цифровая трансформация как расширение возможностей

02 декабря 2019г.

В рамках финала III Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) на треке «Цифровая трансформация» эксперты Ворлдскиллс и образовательной сферы обсудили основные проблемы цифровой трансформации в образовании и производстве.

Сергей Маркин, руководитель департамента развития бизнеса Autodesk CIS, заметил, что скорость внедрения новых проектов возрастает. События и технологии, когда-то бывшие уникальными, сейчас становятся обыденными. Но изменить рынок непросто. «Чтобы принять новые цифровые технологии, придется сначала работать в убыток. На это готовы пойти только новаторы. Autodesk CIS прошел через этот период, и сейчас вышел на пик прибыли», - привел в пример Сергей Маркин свою компанию.

Павел Биленко, профессор практики, академический лидер модулей в Кремниевой долине Московской школы управления СКОЛКОВО, напомнил, что многие профессии в будущем исчезнут: «Появилось огромное количество технологий, которые быстро входят в производственный цикл. Меняется роль инженера, конструктора, дизайнера».

Компетенцию «Цифровая трансформация» впервые открыл у себя Московский политехнический университет, представив ее на нынешнем III Национальном межвузовском чемпионате «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия). «Эра одиночек подходит к концу. Сейчас решающую роль играют команды. Если из университета выпускается готовая команда, которая уже умеет решать задачи, это прекрасно», - сказал Иван Чикунов, кандидат технических наук, начальник Центра развития профессиональных компетенций Московского политехнического университета, сертифицированный эксперт WorldSkills Russia. При этом, заметил Иван Чикунов, «если нет поддержки от руководства компании, если будет сопротивление со стороны менеджмента и персонала, внедрить новые технологии будет сложно».

На круглом столе в рамках трека его участники обсудили, насколько сложно происходит цифровая трансформация. Татьяна Козуб, управляющий директор компании Change-Russia, отметила сложности во внедрении новых цифровых технологий в практику. «В любой трансформации IT 75 процентов проблем не связаны с техническими факторами, - заметила эксперт. - Только недавно начали появляться новые профессии, отделы и должности. Иногда приходится даже навязывать сверху новые услуги. Но это уже не мода, а необходимость. Мы в итоге часто являемся адвокатами пользователей, занимаемся их адаптацией». Татьяна Козуб упомянула психологическое исследование о реакции людей на неизлечимые заболевания, проведя аналогию с реакцией персонала компаний на внедрение нового: «В этом процессе есть несколько этапов. Отрицание, потом принятие, затем некоторый подъем, и, наконец, фаза еще более глубокой депрессии – ее психологи назвали «долиной слез», и только после этой фазы пациент психологически может принять ситуацию. Оказалось, что люди в крупных организациях реагируют на трансформации точно так же».

Алексей Гришин, руководитель направления «Оценка защищенности» «Ростелеком-Солар», замечая, что наблюдается явный разрыв между знаниями выпускников вузов и тем, что хочет от них бизнес, рассказал о том, как, например, развивается компетенция «информационная безопасность». «До 60 процентов студентов в направлении «информационная безопасность» отчисляются, а из тех 40 процентов, кто доучился до конца, только 7 процентов идут работать по специальности. Большой плюс, когда студента сразу готовят к владению оборудованием, на котором он будет работать.  Но таких вузов мало», - рассказал Алексей Гришин.

«Цифровизация меняет бизнес-процессы. Мы оцифровали все вышедшие в бумажных изданиях статьи, получилась электронная библиотека, - поделилась Алевтина Максименко, директор Издательского дома «Гребенников». – Однако нельзя полностью отдать работу, например, в нашей сфере машинам. На этапе предпечатного процесса  везде задействованы люди. Нужен не искусственный, а эмоциональный интеллект».

Виолетта Усанова, руководитель направления цифровой поддержки вузов Skyeng, рассказала о цифровой платформе для непрерывного обучения английскому языку - Skyeng Education System for University. «Наша цифровая среда разработана для того, чтобы помочь преподавателю, - отметила Виолетта Усанова. – Skyes University берёт на себя рутинные процессы, например, автоматически проверяет домашние задания студентов. Это дает преподавателю возможность сосредоточиться на развитии креативных способностей и коммуникативных навыков студентов — тех самых soft skills, которые так важны для современного человека».

При внедрении цифровых технологий в университете важно уделить внимание подготовке и обучению преподавателей. Как заметила Виолетта Усанова, цифровая трансформация высшего образования - это комплексный процесс, в ходе которого приходится преодолевать культурные и институциональные барьеры, но результат того стоит.

«Процесс цифровизации открывает для преподавателей и студентов новые возможности, - убеждена Виолетта Усанова. – Мы рады, что благодаря нашим продуктам в университетах становится больше пространства для творчества и общения».



С 26 по 29 ноября в Москве прошел финал III Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия). В эти дни на площадках 75-го павильона ВДНХ в соревнованиях по профессиональному мастерству по 52 компетенциям приняли участие около 500 конкурсантов и 400 экспертов из 72 российских вузов. Впервые на чемпионате соревновались 30 участников из 11 зарубежных университетов, представляющие 9 стран (Германия, Белоруссия, Казахстан, Эстония, Индия, Хорватия, Черногория, Марокко, Китай).

Организаторами соревнований выступили Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) и Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”