Бизнес решает социальные проблемы
Задача социального предпринимательства – решение проблем общества. В России оно ещё молодо. Его развитие с законодательно началось после 2010 года. И с 2011 социальное предпринимательство стало поддерживаться Министерством экономического развития. А сейчас понятия социального предпринимательства и предприятия закреплены уже в законодательстве.
Какова ваша роль в этой сфере?
Я занимаюсь развитием этого направления с 2013 года. С начала его зарождения в России. И с тех пор бывал в разных позициях. Начинал развивать социальное предпринимательство в регионе, создавая центр инноваций социальной сферы. После этого я переехал в Москву и стал работать в РГСУ.
Здесь позиция основывается уже на взаимодействии с регионами. А также с министерством экономического развития – я выступаю его экспертом по развитию соц. предпринимательства. Для меня эта задача важна. Она позволяет аккумулировать большой объём проектов, анализировать их и рассказывать о лучших практиках на территории РФ.
Одна из главных функций нашего центра развития социального предпринимательства РГСУ – проведение всероссийского конкурса Лучший социальный проект года. Он проводится совместно с Министерством экономики России и «Россией страной возможностей». Это масштабные и серьёзные конкурсные проекты.
В течение пяти лет мы работаем и растём, чтобы показать развитие социального предпринимательства.
Чем интересно совмещение финансовой деятельности с социальной проблематикой? Какие плюсы в этой модели?
Главный плюс в том, что решение социальной проблемы, которой занимается предприниматель, основывается на устойчивости, на само производящемся механизме создания социального блага. Если он сумел выстроить эффективную финансовую модель своего предприятия. В этом вся соль. Когда у тебя есть устойчивая финансовая модель, ты не зависишь
от грантов, спонсоров и меценатов. Ты работаешь на себя, свою аудиторию и отвечаешь их запросам.
Модель социального предпринимательства эффективнее НКО (некоммерческих организаций), которые чаще всего получают финансовую поддержку.
Ко всему прочему, часто в социальное предпринимательство идут те, кто столкнулся с социальной проблемой. Они понимают сложности её решения изнутри.
Насколько современные работодатели заинтересованы в сотрудниках, имеющих инвалидность?
Это сложная тема, нельзя сказать, что она решённая. Нужно ещё многое сделать, чтобы у работодателя появлялся искренний интерес в трудоустройстве людей с ограниченными возможностями. И необходимо дорабатывать многие правовые и законодательные акты – чтобы условия были выгодны обеим сторонам предприятия.
Часто инвалид не хочет официально трудоустраиваться, потому что теряет региональную накладку к своей пенсии. А многие работодатели не решаются принимать таких сотрудников на работу, потому что не знают специфику взаимодействия с ними. И такое решение обязывает на финансовые затраты.
Поэтому мы разрабатываем модель, в которой людям выгоднее идти в социальное предпринимательство. Создавать свою бизнес модель или трудоустраиваться.
Чем занимаются центры социальных инноваций?
Центры инноваций социальной сферы сделаны для того, чтобы создавать среду развития социального предпринимательства. Они не решают проблему трудоустройства инвалидов. Но создают определённую атмосферу в регионе: защиту прав социальных предпринимателей и дополнительных государственных мер поддержки. В том числе – обучение предпринимателей бизнес навыкам, проведение доп. консультаций. Как правило, они работают по государственной программе поддержки малого и среднего предпринимательств в России.
Сегодня у нас в стране около 39 центров социальных инноваций. И сейчас в рамках нацпроекта «Развитие МСП. Создание центров Мой бизнес» станут появляться ещё.
Есть регионы, которые наиболее эффективно реализуют программу господдержки в области социального предпринимательства. И мы как организаторы конкурса «Лучший социальный проект года», определяем такую номинацию как «Лучший центр инноваций социальной сферы». Это делается уже третий год. Поэтому у нас чётко определены 3 лучших региона: кемеровская область, республика Башкортостан и Алтайский край. А республику Северная Осетия – Алания в прошлом году определили как лучший старт в развитии социального предпринимательства.
Каким образом и насколько активно наше государство помогает социальному предпринимательству развиваться?
Социальное предпринимательство только начинает входить в экономическое и правовое поле. Тем не менее, государством уже создало много подходов к формированию эффективной модели. Это нацпроект «Мой бизнес», центры инноваций социальной сферы. И, конечно, благодаря государственному вниманию, приложили усилия, чтобы законодательно закрепить соц. предпринимательство. В этой разработке принимали участие множество структур. Мы подключали общественную палату, ЦИЗ.
26 июля этого года был принят закон о социальном предпринимательстве. Его вынесения добивались с 2013 года. Расскажите о нём поподробнее.
Тема законодательства поднималась с 2011-2012 годов. Но тот закон, который был принят, во многом отличатся от тех версий, что обсуждались в предыдущие годы. Этот законопроект был разработан министерством экономического развития совместно со многими другими организациями. И как любая инициатива – он требует доработки. В практике, когда закон вступает в силу, становится видно, что не учли, что надо доработать. Но всегда говорим «хорошо, что лёд тронулся» - что теперь соц. предпринимательство закреплено законодательно. А впереди много работы, чтобы всё отшлифовать.
Происходят ли изменения в социальной предпринимательской деятельности после выхода закона? В чём они выражаются?
Закон только вступил в силу. Но суть социального предпринимательства воспринимается уже более осознанно. Раньше к нему причислялись некоторые виды НКО. А теперь мы говорим чисто о субъектах малого и среднего предпринимательства. Появилось их чёткое разделение, что позволяет вести деятельность продуктивнее.
Текст: Дарья Казакова
Источник: Официальный ресурс Национального центра «Абилимпикс»