Андрей Омельчук: университеты должны активно участвовать в научно-технологическом развитии страны и подготовке кадров
Создание тематических продуктовых программ сети современных кампусов обсудили в Москве. Первая часть стратегической сессии, в которой приняли участие представители 9 регионов, состоялась в новом корпусе кампуса МГТУ им. Н.Э. Баумана 28–30 мая.
На мероприятии определили ключевые направления развития кампусов, включая создание тематических продуктовых программ и паспортов проектов для каждого из них.
«Крайне важно, чтобы участники сессии смогли выработать четкие стратегии для развития кампусов и определить, какие инновационные продукты они будут создавать совместно с индустриальными партнерами. Разработанные продуктовые линейки должны быть востребованы всеми участниками проекта — от студентов до экономики региона. Университеты должны активно участвовать в научно-технологическом развитии страны и подготовке квалифицированных кадров, чтобы достичь национальных целей, поставленных Президентом», — отметил замглавы Минобрнауки России Андрей Омельчук.
Стратегическая сессия стала продолжением ранее начатой работы, опираясь на результаты предыдущих мероприятий. В ходе сессии региональные команды кампусов представили линейки разработанных научных, технологических и образовательных продуктов, а также решений в области молодежного предпринимательства и организации досуга пользователей новой инфраструктуры. Результатом работы стала подготовка плана дальнейших действий, направленного на реализацию стратегических целей развития сети современных кампусов.
Участники представили проекты в сферах космического приборостроения, биотехнологий, биомедицины и генетики, фотоники и сенсорики, синхротрон-нейтронных исследований, а также урбанистики, инжиниринга и передовых производственных технологий.
Например, командой Республики Башкортостан была предложена разработка высокоэффективного бесконтактного электродвигателя для БПЛА. Это позволит решить проблему минимизации уровней шумов и вибраций, а также сделает двигатель пригодным для беспилотников типа «летающих крыльев». В планах кампуса подготовка серийного выпуска подобных электродвигателей.
Команда Новосибирской области в свою очередь планирует заняться разработкой полезной нагрузки для КА «Марафон», а именно мультидиапазонного бортового спутникового модуля IoT. Реализация проекта и полученных продуктов обеспечит вклад в достижение социально-экономических эффектов и аналитических показателей национального, регионального и институционального уровней.
В дальнейшем эти продуктовые программы кампуса будут представлены Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрию Чернышенко.
Кроме того, на мероприятии было подписано соглашение о намерениях в сфере реализации образовательных программ в сетевой форме между АНО «Неймарк» и Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского. Основной профессиональной образовательной программой станет «Инженерия программного обеспечения». Специалистов будут готовить по направлению подготовки «Фундаментальная информатика и информационные технологии». Первый набор студентов планируется осуществить уже в следующем году.
Участие в стратегической сессии приняли представители Минобрнауки России, Минстроя России, региональных органов государственной власти, научных и образовательных организаций, партнеры и бенефициары. В работу стратсессии были вовлечены участники из Ивановской, Калининградской, Нижегородской, Новосибирской, Сахалинской, Тюменской областей, Республики Башкортостан, Хабаровского края, а также Москвы в лице МГТУ им. Н.Э. Баумана.
По поручению Президента Владимира Путина в России создается сеть современных кампусов. В настоящее время при поддержке национального проекта «Наука и университеты» проектируются и строятся 17 таких студгородков. К 2030 году количество кампусов увеличится до 25, а к 2036 году — до 40. Концепции кампусов предполагают создание уникальной и комплексной среды для индивидуального и командного развития, с большим количеством открытых образовательных пространств и трансформируемых аудиторий. Это позволит сформировать общую корпоративную культуру преподавателей, студентов и ученых. Финансирование проекта осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов, а также за счет внебюджетных источников.
Источник: Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации