WorldSkills как точка роста и ускоритель образования: в рамках финала III Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) представители образовательной сферы обсуди
27 ноября в рамках финала III Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) прошла панельная дискуссия «Вузы в Ворлдскиллс и Ворлдскиллс в вузах». Представители вузов рассказали о своем опыте участия в вузовском движении «Ворлдскиллс Россия» и обсудили перспективы этого направления.
Сейчас база Академии Ворлдскиллс Россия Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» – это 1615 центров проведения демонстрационного экзамена, 210 специализированных центров компетенций, более 630 отобранных центров обучения. 12 вузов являются стажировочными площадками Академии. Гражданам предпенсионного возраста преподают 127 компетенций на базе 45 вузов. «Программы ДПО и профобучения сложные, – подчеркнула Ирина Гранкина, заместитель директора Академии по практической подготовке. – Колледжи и вузы не готовы массово обучать взрослых людей. В этом вузу помогает наша Академия. Кстати, получить новую профессию людям предпенсионного возраста в рамках программ Академии можно бесплатно. С 2020 года мы сможем готовить всех желающих от 50 лет и старше».
Полина Федорова, заместитель директора департамента по работе с промышленностью Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», рассказала, что вузы фактически являются двигателями Future Skills: «Точка, ставшая для нас знаковой, – это 45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс, который прошел в 2019 году в Казани. Там мы впервые показали в блоке Future Skills 25 новых компетенций».
«Любая вузовская компетенция смотрит в будущее, вузам нужно идти вперед», - отметил Иван Чикунов, к.т.н., начальник Центра развития профессиональных компетенций Московского политехнического университета, сертифицированный эксперт Ворлдскиллс. - Что будет наиболее актуально через некоторое время? Это компетенции Future Skills. Если на рынке есть востребованность компетенций и партнеры, которые готовы их внедрять, то такие компетенции должны появляться. Ворлдскиллс дает несколько преимуществ, и самое главное – это открытость и публичность. Вуз может обладать прорывными компетенциями и технологиями, возможностями, и Ворлдскиллс – это площадка для того, чтобы сделать эти возможности публичными, рассказать о них на весь мир и получить обратную связь. Ворлдскиллс – это некий ускоритель образования».
Павел Белоусов, доцент Обнинского филиала МИФИ, поделился опытом появления Ворлдскиллс в его вузе: «Мы переформатировали преподавание практики, которая раньше была скучна для студентов, на подготовку к участию в соревнованиях Ворлдскиллс. Теперь наши студенты понимают, что готовятся стать чемпионами на мировом уровне».
Антон Сергеев, начальник управления информатизации Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), рассказав об опыте своего вуза в участии в Ворлдскиллс, отметил, что университет вывел 3 компетенции: «Интернет вещей», «Корпоративная защита от внутренних угроз интернет-безопасности», «Разработка микросервисов для корпоративных PaaS». Кстати, первую из этих перечисленных компетенций ГУАП представлял на чемпионате WorldSkills 2019 в Казани.
Максим Усынин, международный эксперт WorldSkills в компетенции «Визуальный мерчендайзинг», первый проректор МИДИС, убежден, что человек, который не владеет ремеслом, не будет нужен на предприятии: «Наша задача – дать ему ремесло, чтобы работодатели отобрали его на практику, чтобы он занял позицию джуниор-девелопера, дизайнера, официанта. Только попадая в практическую деятельность, в бизнес-контекст, человек начинает понимать, что представляет собой его профессия. Тогда у него появится кейс, который он может, начиная со второго курса, положить в ядро своей проектной деятельности».
«Ворлдскиллс – это трек личностного роста», – подчеркнул, в свою очередь, Денис Калугин, сертифицированный эксперт компетенции «Изготовление прототипов» Ставропольского государственного аграрного университета.
«Принцип «один человек - одна профессия» уходит в небытие: студенты говорят, что хотят на выходе из вуза иметь несколько профессий. Перед вузами стоит задача сформировать у студентов несколько компетенций (по стандартам WorldSkills), чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда и могли выбирать, чем им заниматься», - заявила Ирина Гранкина, заместитель директора Академии WorldSkills Russia по практической подготовке в ходе панельной дискуссии «Вузы в WorldSkills и WorldSkills в вузах», состоявшейся 27 ноября в рамках деловой программы финала III Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).
«Мы видим интерес вузов к Ворлдскиллс, есть понимание, что вузы будут все более активно включаться в движение “Ворлдскиллс Россия”, – резюмировала Полина Федорова. – Мы считаем, что мы можем получать от вузов ценные результаты, на основании которых развивать и представлять новые компетенции».
С 26 по 29 ноября в Москве проходит финал III Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). В эти дни на площадках 75-го павильона ВДНХ в соревнованиях по профессиональному мастерству по 52 компетенциям принимают участие около 500 конкурсантов и 400 экспертов из 72 российских вузов. Впервые на чемпионате соревнуются участники из 11 зарубежных университетов, представляющие 9 стран (Германия, Белоруссия, Казахстан, Эстония, Индия, Хорватия, Черногория, Марокко, Китай).
Организаторами соревнований выступили Департамент предпринимательства и инновационного развития г. Москвы, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) и Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».
Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”