Future Skills как возможность демонстрировать самые прорывные идеи

29 ноября 2019г.

28 ноября на финале III Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) площадка сессии «Успешный опыт сборки компетенций Future Skills и Digital Skills: взаимодействие с партнерами, эффективные форматы подготовки, дизайн образовательной среды» собрала активных участников треков Future Skills и Digital Skills, которые поделились опытом сборки и развития компетенций.

«Я благодарна WorldSkills Kazan 2019 и будущему чемпионату EuroSkills St. Petersburg 2022 за то, что мы можем продемонстрировать самые интересные идеи и самые прорывные исследования Future Skills», - отметила, открывая дискуссию, Наталья Третьякова, руководитель проекта Future Skills в Техническом департаменте Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

Олег Агарков, эксперт WorldSkills Russia, рассказал, как развиваются компетенции Digital Skills в рамках Ворлдскиллс: «Мы проверяем, в частности, не навыки простого программирования, а навыки проектирования сайтов. Задача участников - предложить решения. В рамках Digital Skills – более сложные задачи проектирования, в выполнении которых помогают работодатели. В наших мечтах - сокращение влияния человеческого фактора при оценке работ».

«Любой специалист должен обладать навыком создать прототип того, с чем он работает», - такое мнение высказал Денис Калугин, соучредитель ЦМИТ «ФабЛаб Вектор» при Ставропольском государственном аграрном университете, говоря о разработке компетенции «Изготовление прототипов». В этом году на чемпионате WorldSkills Kazan 2019 вуз представил еще одну компетенцию – «Быстрое прототипирование в медицине», предложив новую специальность «Изготовление уникальных имплантов».

«Нам хотелось бы вывести на рынок труда Санкт-Петербурга новые компетенции, - рассказала, в свою очередь, Марина Липецкая, директор санкт-петербургского фонда “Центр стратегических разработок "Северо-Запад"”. - Технологическая революция ведет за собой революцию и на рынке труда, и игроки рынка поделились на две части. Первая испытывает потребность в бурном росте новых профессий, у них большой кадровый голод, особенно в сфере soft skills, им нужны динамичные образованные люди. Такие компании выступают и партнерами в подготовке к чемпионату EuroSkills 2022. Вторая часть рынка труда в городе испытывает депрессию, понимая, что надо что-то делать с большой массой кадров: возможно, переобучить или внедрять новые техники. Программа допобразования для сотрудников “50+”, которую сейчас запустила Академия Ворлдскиллс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”, будет актуальна в этом направлении».

Тимур Бергалиев, руководитель лаборатории прикладных кибернетических систем МФТИ, рассказал о компетенции «Нейротехнология», которую его вуз начал развивать в 2014 году: «Мы выделили 6 основных направлений, одно из них – нейрообразование. Компетенции, которые сейчас популярны, когда-то тоже были новыми. Развивая сегмент нейротехнологии, мы смотрим на сегменты нанотехологии. Уже сформировался пул компаний, которые готовы взять к себе специалистов на стажировку».

Антон Сергеев, доктор физико-математических наук, доцент НИУ ВШЭ, поделился опытом развития компетенции «Корпоративная защита от внутренних угроз»: «В России отсутствует внятная система подготовки специалистов в цифровой безопасности. Сначала мы внедрили компетенцию в вузовскую ветку. На нее посмотрели в регионах, в профильных министерствах и ведомствах, чтобы потом запустить дальше в регионы».

Ирина Анисимова, директор Центра развития компетенций WorldSkills Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), отметила, что нужно расширять количество участников в представлении компетенций Future Skills в чемпионатах. Также в ГУАП видят задачу в образовании студенческого движения Future Skills. «Мы создали движение сначала внутри вуза - сейчас там обмениваются опытом, - рассказала Ирина Анисимова. - Однако есть и сложности. Пока нет методики подготовки участников к чемпионатам. Этот процесс сейчас складывается стихийно. Остро не хватает навыков, чтобы выполнять задания Future Skills, например владение разными языками программирования. Нужно также развивать soft skills - компетенции в рамках выполнения заданий на время и навыки командообразования».

Развитие компетенций в соревнованиях Future Skills позволяет студентам российских вузов показать себя на мировой площадке, отметили участники дискуссии. Это хорошая возможность оценить, что нужно еще сделать, чтобы быть лучшими, и подготовиться к работе с тем, что сейчас востребовано на рынке.

Как отметил Тимур Бергалиев, университеты играют важную роль в развитии и внедрении компетенций: «Сегодня вузы - это агрегаторы в сфере профессионального образования и дополнительного образования в том числе. А Ворлдскиллс дает возможность правильно выстроить приоритеты, проанализировать потребности рынка».

Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”