Future Skills как возможность демонстрировать самые прорывные идеи
28 ноября на финале III Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) площадка сессии «Успешный опыт сборки компетенций Future Skills и Digital Skills: взаимодействие с партнерами, эффективные форматы подготовки, дизайн образовательной среды» собрала активных участников треков Future Skills и Digital Skills, которые поделились опытом сборки и развития компетенций.
«Я благодарна WorldSkills Kazan 2019 и будущему чемпионату EuroSkills St. Petersburg 2022 за то, что мы можем продемонстрировать самые интересные идеи и самые прорывные исследования Future Skills», - отметила, открывая дискуссию, Наталья Третьякова, руководитель проекта Future Skills в Техническом департаменте Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».
Олег Агарков, эксперт WorldSkills Russia, рассказал, как развиваются компетенции Digital Skills в рамках Ворлдскиллс: «Мы проверяем, в частности, не навыки простого программирования, а навыки проектирования сайтов. Задача участников - предложить решения. В рамках Digital Skills – более сложные задачи проектирования, в выполнении которых помогают работодатели. В наших мечтах - сокращение влияния человеческого фактора при оценке работ».
«Любой специалист должен обладать навыком создать прототип того, с чем он работает», - такое мнение высказал Денис Калугин, соучредитель ЦМИТ «ФабЛаб Вектор» при Ставропольском государственном аграрном университете, говоря о разработке компетенции «Изготовление прототипов». В этом году на чемпионате WorldSkills Kazan 2019 вуз представил еще одну компетенцию – «Быстрое прототипирование в медицине», предложив новую специальность «Изготовление уникальных имплантов».
«Нам хотелось бы вывести на рынок труда Санкт-Петербурга новые компетенции, - рассказала, в свою очередь, Марина Липецкая, директор санкт-петербургского фонда “Центр стратегических разработок "Северо-Запад"”. - Технологическая революция ведет за собой революцию и на рынке труда, и игроки рынка поделились на две части. Первая испытывает потребность в бурном росте новых профессий, у них большой кадровый голод, особенно в сфере soft skills, им нужны динамичные образованные люди. Такие компании выступают и партнерами в подготовке к чемпионату EuroSkills 2022. Вторая часть рынка труда в городе испытывает депрессию, понимая, что надо что-то делать с большой массой кадров: возможно, переобучить или внедрять новые техники. Программа допобразования для сотрудников “50+”, которую сейчас запустила Академия Ворлдскиллс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”, будет актуальна в этом направлении».
Тимур Бергалиев, руководитель лаборатории прикладных кибернетических систем МФТИ, рассказал о компетенции «Нейротехнология», которую его вуз начал развивать в 2014 году: «Мы выделили 6 основных направлений, одно из них – нейрообразование. Компетенции, которые сейчас популярны, когда-то тоже были новыми. Развивая сегмент нейротехнологии, мы смотрим на сегменты нанотехологии. Уже сформировался пул компаний, которые готовы взять к себе специалистов на стажировку».
Антон Сергеев, доктор физико-математических наук, доцент НИУ ВШЭ, поделился опытом развития компетенции «Корпоративная защита от внутренних угроз»: «В России отсутствует внятная система подготовки специалистов в цифровой безопасности. Сначала мы внедрили компетенцию в вузовскую ветку. На нее посмотрели в регионах, в профильных министерствах и ведомствах, чтобы потом запустить дальше в регионы».
Ирина Анисимова, директор Центра развития компетенций WorldSkills Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), отметила, что нужно расширять количество участников в представлении компетенций Future Skills в чемпионатах. Также в ГУАП видят задачу в образовании студенческого движения Future Skills. «Мы создали движение сначала внутри вуза - сейчас там обмениваются опытом, - рассказала Ирина Анисимова. - Однако есть и сложности. Пока нет методики подготовки участников к чемпионатам. Этот процесс сейчас складывается стихийно. Остро не хватает навыков, чтобы выполнять задания Future Skills, например владение разными языками программирования. Нужно также развивать soft skills - компетенции в рамках выполнения заданий на время и навыки командообразования».
Развитие компетенций в соревнованиях Future Skills позволяет студентам российских вузов показать себя на мировой площадке, отметили участники дискуссии. Это хорошая возможность оценить, что нужно еще сделать, чтобы быть лучшими, и подготовиться к работе с тем, что сейчас востребовано на рынке.
Как отметил Тимур Бергалиев, университеты играют важную роль в развитии и внедрении компетенций: «Сегодня вузы - это агрегаторы в сфере профессионального образования и дополнительного образования в том числе. А Ворлдскиллс дает возможность правильно выстроить приоритеты, проанализировать потребности рынка».
Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”