260 тыс. выпускников и 219 профессиональных компетенций: подготовка кадров по методу Ворлдскиллс становится все актуальнее и доступнее
В рамках деловой программы финала IIнационального чемпионата «Навыки мудрых» для сотрудников предприятий возраста 50+, который проходит в рамках VII Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech 2020, состоялся мастер-класс «Практическая подготовка персонала по Ворлдскиллс».
Участники сессии обсудили актуальные техники практической подготовки персонала по модели Ворлдскиллс. «Если на первых чемпионатах мы говорили о том, как подготовить участников, как привлечь их к соревнованиям, как разработать корпоративные стандарты, то сегодня мы сосредоточены на том, как использовать стандарты Ворлдскиллс для массовой подготовки персонала компаний», – отметила модератор сессии, заместитель генерального директора Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) по подготовке кадров – директор Академии Ворлдскиллс Россия Светлана Крайчинская.
В 2020 году Академия Ворлдскиллс Россия проведет обучение 140 тыс. человек, рассказала она. Для сравнения: в 2016 году было подготовлено 700 человек. Среди 140 тыс. – прежде всего эксперты чемпионатов: 2–3 тыс. человек готовятся ежегодно, и в этом году подготовлено уже 4 тыс. экспертов. Это также 5 тыс. преподавателей – мастеров производственного обучения и 25 тыс. граждан старшего поколения (50+), напомнила Светлана Крайчинская, а еще в этом году впервые проводится обучение 110 тыс. россиян, пострадавших в период пандемии коронавируса и испытывающих сложности с трудоустройством.
«Всего за период работы Академии Ворлдскиллс мы подготовили уже более 260 тысяч человек», – подчеркнула Светлана Крайчинская. – Реализовывать такой объем позволяет расширяющийся спектр компетенций – сейчас их 219, среди них много отраслевых, которые созданы по инициативе экспертного сообщества компаний. Важный фактор – это наши эталонные программы, по которым теперь работает Академия Ворлдскиллс, и все наши центры компетенций. И преподаватели-эксперты – сегодня это более 12 тысяч человек – растущее сообщество, они являются носителями стандартов и могут обеспечивать их трансляцию в программы обучения. А центры обучения Ворлдскиллс, которые обладают достаточной материальной базой и кадрами, имеют все ресурсы, чтобы внедрять наши эталонные программы. Сейчас у нас уже более 1200 образовательных учреждений и их количество растет. Таким образом, на сегодня мы обладаем масштабными ресурсами для массовой практической подготовки граждан и персонала корпораций».
Как отметила Светлана Крайчинская, для крупных производств это возможность стандартизации подготовки персонала по востребованным в компаниях компетенциям, а оценочные механизмы программ позволяют выявить сильные навыки сотрудников. У учебных центров и корпоративных университетов появилась возможность в сотрудничестве с Академией Ворлдскиллс Россия обучать не только свой персонал, но и сотрудников других компаний.
Руководитель направления обучения и оценки персонала департамента управления персоналом АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Татьяна Гаранкина поделилась опытом использования компанией возможностей программ Академии Ворлдскиллс в Северодвинске в АО «ПО «Севмаш», где работает около 30 тыс. человек. «Предприятие направило на обучение работников по компетенции “3D-моделирование в машиностроении”. Программа была реализована Северным (Арктическим) федеральным университетом, который готовит кадры для судостроения. Целевой аудиторией обучения являлись работники проектно-конструкторского бюро “Севмаша”. Нам важно, чтобы работа шла в цифровой среде, в безбумажном формате. Теоретическая подготовка, как это принято в Ворлдскиллс, сопровождалась практикой», – рассказала Татьяна Гаранкина.
Компетенции слушателей оцениваются по международным стандартам, а по итогам демонстрационного экзамены каждый из них получает скиллс-паспорт, заметила спикер, подчеркнув важность подобного обучения сотрудников и для самих компаний: «Работодатели понимают, что это практическая, а не теоретическая подготовка». Плюсы есть и для работников, сказала Татьяна Гаранкина: «Сотрудники и сегодня работают на предприятии, они повысили уровень своих компетенций, у них возросла мотивация. Кроме того, у нас наукоемкое производство, поэтому 30 процентов сотрудников ОСК – старше 50 лет. Благодаря обучению по программам Ворлдскиллс они сохраняют свое профессиональное долголетие. Для многих это также возможность переобучения на другие профессии, если, например, по здоровью они не могут дальше быть сварщиками. Еще одна мотивация – стать наставником. Для поколения 50+ это важный элемент востребованности».
Сертифицированный эксперт по компетенции «Охрана труда», преподаватель Клинского института охраны условий труда Ирина Федоренко отметила, что специалисты по охране труда сегодня очень востребованы. Замечен активный рост количества персонала по этой компетенции. Как рассказала Ирина Федоренко, первые программы были рассчитаны на повышение квалификации уже работающих специалистов по охране труда и руководителей. «Важно и обучение людей, которые попали в сложную ситуацию, были под угрозой увольнения или уволены в пандемию, или много лет не могли найти работу – таких у нас было 62 человека», – заметила спикер. В итоге многие участники обучения смогли сохранить свои рабочие места, другие, долго искавшие работу, теперь в профессиональном смысле нашли себя в сфере охраны труда. Как рассказала Ирина Федоренко, обучающиеся повышают свою квалификацию на практике: «Участники признают, что раньше их не обучали такими методами, как это происходит в программах Ворлдскиллс, им это интересно. Раньше такой подход был доступен только для молодежи, тех, кто только вступает на профессиональный путь. Теперь и ученики 50+ востребованы на предприятиях, потому что они владеют современными стандартами профессии. А для работодателя важно, чтобы сотрудники шли в ногу со временем и осваивали современные технологии».
Заместитель директора по научной работе Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета Павел Алешин рассказал, что крупные индустриальные партнеры сформировали спрос на образовательные программы по переподготовке работников на станках с ЧПУ. «Первоначально мы имели характерный блок проблем у слушателей 50+. Люди при работе на новом оборудовании боялись его испортить, не обладали базовыми знаниями о программном обеспечении и компьютерной грамотностью. Были также и мотивационные проблемы, – отметил Павел Алешин. – Типичные проблемные зоны для потенциального слушателя мы выявили в процессе тестирования». По его словам, важно, что на обучении ставятся реальные производственные задачи в практическом блоке, идет работа на симуляторах и станках. Демонстрационный экзамен в итоге показывает результат работодателю, который может создать портфолио на соискателя.
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева в прошлом году включился в программу обучения лиц 50+, а теперь здесь обучают и лиц, пострадавших в период пандемии коронавируса. Как отметил сертифицированный эксперт по компетенции «Электромонтаж», заведующий лабораторией Центра междисциплинарного инжиниринга, преподаватель университета Николай Татарченков, в ходе обучения удается консолидировать ресурсы бизнеса и сферы образования, что способствует трудоустройству выпускников. «Обучение граждан 50+ – актуальная задача с учетом мировой практики. Необходимость обучения вызвана новыми требованиями работодателей. Сегодня первоначальный профессиональный опыт уже недостаточен для выполнения производственных задач, отсутствие знаний современного оборудования снижает эффективность работы, – рассказал спикер. – В этом году мы обучили 20 человек, из них 8 пришли работать на предприятия области. Обучение в рамках программ Ворлдскиллс – это гарантированное освоение современных технологий в области электромонтажа даже опытными специалистами. Со стороны работодателей поступили новые предложения на заключение договоров по повышению квалификации этой категории работников».
В свою очередь, преподаватель межрегионального корпоративного учебного центра «Энергетик», главный инженер компании «Дубовские районные электросети» ПАО «Россети» Владимир Зверев сказал, что с учетом доли современного оборудования в сфере энергетики крайне важно обеспечить соответствующими знаниями и работников этой производственной области. «Специалистов по этому направлению, умеющих работать с умными счетчиками, крайне немного. Мы применили принципы и методы Ворлдскиллс, то есть сделали акцент на практику. Многим работникам возраста 50+ поначалу было тяжело: они не владели в должной мере компьютерами, но быстро схватывали новую информацию. Теория, совмещенная с практикой, хорошо закрепляется. Слушатели наших курсов довольны, ведь они остаются востребованными специалистами на рынке труда».
Как сообщила Светлана Крайчинская, в следующем году Академия Ворлдскиллс Россия готова обучить уже более 200 тыс. человек по программе обучения лиц, пострадавших от пандемии коронавируса. Также модератор дискуссии, проанализировав результаты голосования по итогам мастер-класса, заметила: «Мы работам в логике непрерывной профподготвки, она должна начинаться уже у школьников, продолжаться на протяжении всей жизни и заканчиваться тогда, когда человек решает завершить карьеру. Подготовка должна быть превентивной, нужно учитывать будущее. Важно вкладываться в студентов средних и высших учебных заведений, давать им практические умения по средствам метода Ворлдскиллс – тогда есть шанс получить на выходе специалистов с практическими навыками мирового уровня».
Еще один вывод, который озвучила Светлана Крайчинская, связан с тем, что компаниям нужна стандартизированная подготовка, которая позволяет получить нужную квалификацию персонала для работы на высококвалифицированных рабочих местах: «Это обеспечивает в том числе рост производительности труда, что красной линией проходит через всю деятельность Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”».
Источник: Официальный ресурс Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”